Об Отроке

Божий Отрок Вячеслав Крашенинников

22 марта 1982 года — 17 марта 1993 года

Отрок Вячеслав отдал свою жизнь Господу Богу маленьким мальчиком, во спасение человечества, несмотря на то, что его нет на земле, рядом с нами, он продолжает творить чудеса во всем мире. Отрок очень много говорил о Боге, он постоянно просил людей ходить в церковь, регулярно причащаться, что и сам делал. Один раз в неделю, вечером перед службой, вместе с матерью он вычитывал молитвенное правило ко причащению, а рано утром они ехали в город Миасс в церковь.
Однажды Отроку приснился сон, он проснулся и пересказал его своей матери: «Мамочка снова был Этот человек! Он сидел в храме, такой большой храм – впереди него дверь, а впереди двери стоит Колокольня. Звонят колокола очень сильно и они, эти колокола как будто разрушают колокольню. ?з колокольни полуразрушенной такой, спускается священник. Заходит в Храм и Этот человек меня спрашивает: «Как бы ты поступил на месте этого священника?». ? я ответил: «Я бы жизнь свою отдал ради исправления нарушений». А он – Этот человек сидел снова в черном и так же на кончике его пальчика висела лампада, но уже почти погасшая».
Основываясь на Священном Писании, Церковь учит, что Бог Един, но Троичен в Лицах: Троица Неслиянная, но и Нераздельная. Это – антиномия, то есть непостижимое для ума понятие – тайна, а для неверующих – бессмыслица. Но для тех кто постигает сущность любви, для тех раскрывается истина, что при абсолютной совершенной взаимной любви Лиц Святой Троицы, Она должна являться людям, как Единое Нераздельное Целое, оставаясь вместе с тем, по своим проявлениям человеку, и как Неслиянная.
«Се Отрок Мой, Которого Я ?збрал, Возлюбленный Мой, Которому Благоволит Душа Моя; Положу Дух Мой На Него ? Возвестит Народам Суд: Не Воспрекословит, Не Возопиет ? Никто Не Услышит На Улицах Голоса Его. Трости Надломленной Не Переломит ? Льна Курящегося Не Угасит, Доколе Не Доставит Суду Победы.» Евангелие (Мф.12, 18-20; ?с. 42, 1-4).

Всем кто любит Пресвятую Троицу, исповедует Господа ?исуса Христа Сыном Божьим – небезразлична святая ?стина — Правда, об Отроке Вячеславе.

?здано несколько книг. Каким духом они написаны, кто их авторы? По этому вопросу я решила обратиться лично к маме Отрока Вячеслава – Валентине Афанасьевне Крашенинниковой.
Вопрос: У миллионной православной аудитории возникает множество вопросов по поводу вашей причастности ко всем издаваемым книгам о Вашем сыне Отроке Вячеславе Крашенинникове.
Объясните, пожалуйста, как появилась самая первая книга и кто ее автор?
Ответ Валентины Афанасьевны: В 2001 году по настоянию священника, когда я довольно–таки тяжело заболела – он сказал: « А если вдруг, что–то случиться с Вами? Где я буду искать и как буду собирать материалы о Вашем сыне?» Я ответила ему, что материалы о моем сыне люди сами несут. Я их специально не собирала, что-то теряется, что-то остается. ? в настоящее время в комоде достаточно лежит свидетельств о помощи Отрока.
Один воцерковленный мужчина, которому Отрок очень помог, Александр Лямкин собрал весь этот материал. Оформил в виде книжечки, чтобы было удобно читать, а назвал эту книжечку « Ах мама, маменька…»
? по настоянию священника повез ее в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру о. Науму. По приезду в Т.С.Л. очень долго стоял к нему по важному вопросу. Работал трудником в Лавре. В течении, нескольких недель Александр находился постоянно у кельи о. Наума. Тот его так и не пригласил. За этой ситуацией наблюдал один инок, спросивший Александра: « Чего ты к нему так долго стоишь? » На что Александр ответил: « Говорят, о. Наум провидец! Если он провидец, то почему не понимает, по какому важному вопросу я здесь стою?!» ?нок спросил: « Скажи мне, по какому вопросу ты к нему стоишь — так долго?!»
Александр ответил, что его благословили привезти книжечку об одном мальчике и сказали никому не показывать, кроме о. Наума. Заинтересованный инок, попросил показать ему эту книжечку, а увидев ее, стал упрашивать Александра дать ему почитать. Это был единственный экземпляр собранного материала и Александр взял с инока обещание, что через два часа, тот вернет его.
Через двое суток, когда, по словам Александра, он уже готов был — побить этого инока, он вдруг увидел его идущего с такой радостной улыбкой и сказавшего: « ?ди, тебя о. Кирилл (Павлов) зовет! » По воле Бога, собранный материал, попал к духовнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — Архимандриту Кириллу (Павлову). Ознакомившись, с привезенной книжечкой о. Кирилл благословляет начать сбор материала для канонизации в лике местночтимых святых — Отрока Вячеслава Крашенинникова.
р.Б. Александра о. Кирилл наградил подрясником и отправил его служить алтарником в Спасо – Вифанское подворье Т.С.Л. В скором времени, духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандрит Кирилл (Павлов) тяжело заболел.
? материал попал в руки Быстрову Геннадию Павловичу.
Дальше все закружилось по их сценарию. Последний, самостоятельно выпустил без моего ведома и разрешения, совершенно, необработанный материал с недопустимыми искажениями, в виде той самой маленькой книжечки под названием « Ах мама маменька…» Например, написали: « Отрок сказал, что когда изменят Символ Веры – в церковь все равно нужно ходить ради исповеди и причастия» – и поставили точку. На самом деле – Отрок сказал, что когда изменят Символ Веры в церковь все равно нужно ходить ради исповеди и причастия, потому что, не все священники предадут Бога. ? ходить нужно в те церкви, где священник служит по старому.
Вы чувствуете разницу?
Затем, Быстров Г.П., написал статью в газету «Русь державная», где сравнил Отрока с дьяволом. Написав, что Отрок помнит себя до рождения, ему много – много лет, он почти древний – так о себе говорит, враг рода человеческого – дьявол. А Отрок начал людям помогать. Пошли на их адрес, указанный в этой книжечке письма с просьбами, со свидетельствами исцелений.… ? канули эти человеческие голоса в неизвестность. Куда девается вся эта информация — мне неизвестно. Зато, заработала машина по выпуску все новых и новых тиражей « Ах мама, маменька…» Я пробовала всему этому воспрепятствовать, но Быстров Г.П., сказал мне: « А ты кто такая?». ? похоже, выпуск этих книг и торговля продолжается и по сей день. Вот, например просьба из интернета от 5 апреля 2012 года в 10:31 « Доброго всем дня! У меня вопрос, как я могу приобрести оба фильма «Русский Ангел» и книгу «Ах мама, маменька…»?
Так появилась первая книжечка « Ах мама, маменька…»
Вопрос: А вторая книга «Бог говорит избранникам своим» — автор Емельянова Лидия Николаевна?
Ответ Валентины Афанасьевны: 16 декабря 2005 года приехала из Санкт-Петербурга женщина – Емельянова Лидия Николаевна. Представилась, что она матушка- жена священника Геннадия Емельянова; мать у нее монахиня, дед похоронен на Афоне; является директором издательства «Благовещение» Санкт-Петербург. Окончила академию в С.П.Б., Работала, у митрополита о. ?оанна (Снычёва), пока он был жив. Окормляется у Старца схиигумена Алексия Пензенского (Михаил Шумилин), который, в настоящее время, уже отошел ко Господу. Но перед смертью благословил ее написать об Отроке и этому есть свидетели – позже, приезжали две монахини Мария и Анастасия подтвердили, что это правда.
Русская пословица гласит: « Обжегшись на молоке, дуй на воду », поверить я ей на -100% , конечно же не могла, но женщина выглядела достойной, умной, хорошо образованной, со вкусом одетой, очень ухоженной, воцерковленной.
? мои соседи, и знакомые, кого Славочка вылечил, тоже люди с высшим образованием и не одним, далеко не глупые люди – ей поверили. ? попросили меня, довериться этому человеку – с одной целью – предупредить людей о надвигающихся опасностях, о которых пророчествовал Отрок Вячеслав – наш сын. Это убеждение на меня подействовало. Я согласилась. Согласилась – ради людей. Мы пошли в адвокатскую контору города Чебаркуля и, я ей подписала доверенность, в которой, разумеется, не написано ни одного слова об авторских правах. Эта доверенность была выдана 21 марта 2006 года – сроком на три года, то есть 21 марта 2009 года эта бумага окончила свой срок действия. Я дала Емельяновой Л.Н., разрешение управлять и распоряжаться действиями по сбору документов, фотографий, свидетельских показаний очевидцев. ? как директору «Благовещения» — ей было разрешено, чтобы книга была выпущена их издательством. Разумеется, Емельянова Лидия Николаевна – никакой ни автор. У Отрока Вячеслава – живы родители. ? вся, основная информация об Отроке Вячеславе Крашенинникове, это свидетельства родителей, через которых, по воле Бога и были собранны, сохранены и донесены до людей — все его пророчества без изменений, в истинном виде.
По опросу и сбору материала Емельянова Л.Н., приезжала дважды или трижды. Я приглашала знавших Отрока людей и сама давала всю подробную информацию о своем сыне. Даже, по ее приглашению, побывала в Санкт-Петербурге прожив, почти месяц в их доме. Уточняя все детали рассказов очевидцев.
Мне подумалось, что Емельянова Лидия Николаевна меня, как Мать, как автора и прямого свидетеля всех событий правильно поняла. Когда вышла книга «Бог говорит избранникам своим» — она меня удивила. Удивительно, что автором книги является сама Емельянова Л.Н.. Все авторские права она оформила на себя, к тому же, никому не разрешает её переиздавать, в том числе и мне. 29 апреля 2007 года, привезли книгу — «Бог говорит избранникам своим» «автор» мне «благословила» 498 штук и все.
На эти деньги, была построена сень Отроку. ? все. Больше книг не было. На книге было написано, что тираж составил 2000 экземпляров, но, на одной из пачек, осталась несорванной наружная этикетка, где было указано, что данный тираж составляет — 10 тысяч экземпляров.
Я поняла, что это очередная «Ах мама, маменька…» Я не благословляла ни Быстрова Г.П., ни Емельянову Л.Н. – торговать моим сыном. ? если они терпят, какие-то нападки, то терпят это чисто из-за своей выгоды. А Отрок сказал: « ВЕСЬ М?Р ПОГУБ?Т — ВЫГОДА!». На этом, общение с Емельяновой Л.Н., было полностью прекращено. Что не помешало Емельяновой Л.Н., выпускать все новые и новые книги (самостоятельно), аудио, видео материалы — даже не ставя в известность родителей, маму Отрока – не говоря уже о благословении и разрешении на их создание, выпуск и торговлю.
Так, о каком обогащении мамы Отрока, его родителей идет речь во всех СМ??
? так же, как к Быстрову Г.П., люди стали обращаться и писать свидетельства о помощи Отрока Вячеслава и, все свои просьбы этому «автору».
? это беззаконие, длится уже почти десятилетие, на глазах народа, сегодня, уже всего мира.
Состоялся с Емельяновой Л.Н., телефонный разговор, через год, после выпуска книги «Бог говорит избранникам своим», где я сказала: «Прекрати торговать моим сыном!» На что, она ответила: « Да, пожалуйста! У меня все равно больше книг нет». Разговор этот состоялся в конце 2007 года. Я поняла, что дальнейшие разговоры с этим человеком – бессмысленны и, положилась на волю Бога и, на волю Отрока, подумав: « Может, так надо? Я не знаю – Бог знает!»
Помимо этого, были у нее и другие книги, например: «Отрок Вячеслав».
http://lavka-palomnika.ru/product/bog-govorit-izbrannikam-svoim/
Это все, я уже наблюдала со стороны. Люди привозили книги, просили подписать на могиле у Отрока.… Объясняла людям, что к этому всему торгу, изданию и выпуску этих книг и других видео и аудио материалов — я отношения никакого не имею. Разрешения своего на это — никому не давала, и подписывать ничего не буду. Затем, по почте, в единичном экземпляре, пришла совершенно мне — неизвестная книга «автора» Емельяновой Л.Н. «Расскажи об этом всему миру». В которую помещен акафист с искаженным именем Отрока. Как и вся книга, в акафист привнесен дух автора и он полностью составлен от ума. ? епископ Диомид, по этому поводу, со мной тоже не разговаривал. Откуда взялось это благословение в книге: «Расскажи об этом всему миру» — не знаю. Когда, епископ Диомид был в силе, он меня благословил – Валентину Афанасьевну Крашенинникову, на любые мои начинания. ? последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, стало распространение, выпуск и продажа Емельяновой Л.Н. – акафиста с искаженным именем!
Вопрос: Это, что, имяборчество?
Ответ Валентины Афанасьевны: Я никогда не поверю и никому, что редактор священник Геннадий Емельянов и ответственная за выпуск Лидия Емельянова не понимают, что творят, называя Отрока Вячеслава — Отроком Вечеславом.
?мя Вечеслав – нет в святцах.
?мя Вячеслав – Вечная Божья Слава, как мне сказал один монах.
ВЯЧЕСЛАВ – мужское двухосновное русское личное имя, древнерусского происхождения; образовано от основ слов древне русское ВЯЩЕ (вяче) – «больше, лучше» + слава.
Слава – прославление…. Слава Господня – богословское понятие. « Больше, лучше» + слава. Сложение основ со значением « более славный».
А в православных святцах нашего времени переводится и указано — Вячеслав – Самый славный, прославленный, прослывший громкой славой, известный, знаменитый, чтимый, возносимый, хвалимый всюду. Вообще хороший, отличный, доброго качества. Славитель, Славящий, прославляющий кого….
Владимир ?ванович Даль: Славить Христа.
Слава: славление действие по глаголу. Одна на свете слава. Слава в вышних Богу, Слава Богу, исполать, хвала и благодарение. ?мя Вячеслав в России до XIX века, встречалось лишь в монашеской среде. Краткая форма – Слава. В христианском именослове имя Вячеслав, соотносится со святым Вячеславом Чешским (X век). Вячеслав Чешский – князь, страстотерпец – 17 марта, 11 октября, дни памяти. ?, отошел, ко Господу Отрок Вячеслав — в день памяти своего святого — Вячеслава Чешского 17 марта.
По словарю В.?.Даля: Вече или вечье, ср. стар. Вещать завет, народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одни речи. Большое вече…, малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, крамольное.
Так кому молятся христиане, купившие этот акафист, который продается везде?! Редактором, которого является священник Геннадий Емельянов, выпущенный издательством «Благовещение». В который привнесен «дух автора» и он полностью составлен «от ума».
А сколько лет этот обман, грязь, хитрость въется возле имени Отрока Вячеслава тайно, пока стало явным на глазах у всего мира? ? это при живых родителях Отрока – пытаются исказить ?стину и пророчества. ? говорят, что зарабатывает на этом мать Отрока.
Неужели не читали, Господь сказал: «?так, не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» — Ев. от Мф. 10,26.
Что, уже и имя украли? Вот возьмите, например отчество Павлович…. и замените всего лишь одну третью букву «в» на «д» и какое же получиться отчество? Мало того, что позорят меня, по воле Божьей мать Отрока Вячеслава — на весь мир, что я ради денег, а не ради
Правды занимаюсь «не Богу угодным делом». Сколько душ соблазненных этими «деньгами», обманутых, что мать Отрока зарабатывает на смерти своего сына.
Кто хоронил своих детей, простите за потревоженную память – знают, что еще, будучи жива физически – мать, умирает вместе со своим ребенком. Так какую боль можно причинить умершему?
Вот это и попытались сделать, священник Геннадий Емельянов и ответственная за выпуск Лидия Емельянова.
Разве эти высокообразованные православные христиане настолько безграмотны и не понимают, что они делают? ? насколько мне, как матери было неприятно увидеть эти акафисты, которые привезли в своем рюкзаке, две очень пожилые женщины на день памяти Отрока Вячеслава к Нему на могилу – и начали раздавать милостыню от Лидии Емельяновой. Это было последней каплей моего терпения.
«Помощь Божья идет только в том случае, когда ты произносишь правильно имя святого, иначе это можно расценивать как имяборчество.» — Архиепископ Никон.
По благословению Валентины Афанасьевны просьба к людям, кто жаждет спасения своей души со страхом и трепетом. У кого есть этот акафист, на обложке акафиста исправьте Вечеслав на Вячеслав, снимите лист, на котором изображен Отрок и Его могила, чтобы греха на вас не было – остальное сожгите. В книге, совершенно не известной Валентине Афанасьевне Крашенинниковой, автора Емельяновой Л.Н. «Расскажи об этом всему миру» напечатан этот же акафист с искаженным именем. «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще». Откровение ?оанна Богослова 22,11.

Святой Дух

Событие Пасхи – Распятие и Воскресение – одно единое целое, грани одной и той же реальности. ? в этом событии первые христиане совершенно справедливо увидели шанс совершенно новых отношений между Богом и человеком. Благодаря Распятию и Воскресению ?исуса Христа, всё человечество вместе со своей историей оказалось в совершенно ином, чем прежде положении по отношению к Богу – Отцу и Сыну – и ?х Царству.
В человечестве Распятого и Воскресшего ?исуса Бог отныне и навсегда остается Присутствующим-для-нас – «Богом с нами». Тех, кто захочет ответить на Его призыв, Он введет в реальность Своего Царства, в непосредственную близость с Собой. Это вхождение осуществляется силой Святого Духа. Опыт схождения Духа, жизни в Духе стал непосредственным и самым первым по времени плодом Христовой Пасхи.

Святой Дух. Опыт духа Божия был уделом ?зраиля ещё в Ветхозаветные времена. Дух Бога – это та сила, благодаря которой присутствие Божие становится видимым и ощутимым. Бог сотворил мир не только Своим словом, но и духом уст Своих (Пс 33,6). Дух Божий сходил на пророков ?зраиля, благодаря чему в их сознании рождалось слово, которое они затем возвещали народу (ср. 2 Петр 1,21) . Дух руководил и процессом записи Богооткровенного слова для последующих поколений, именно таким образом на свет появились Священные Писания (ср. 2 Тим 3,16). Книга Судей описывает, как вожди древнего ?зраиля в силе духа совершали подвиги ради освобождения избранного народа от чужеземного порабощения. Наконец, Дух от Бога должен был наполнить ожидаемого Мессию и весь народ в последние времена. «? будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. ? также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего», – читаем мы в Книге пророка ?оиля (?оил 2, 28-29). Современники ?исуса видели в Нём Пророка, то есть человека духа. Сам ?исус связывал Свои исцеления и изгнания бесов с силой присутствующего в Нём духа. По глубокому убеждению первых учеников, как зачатие ?исуса во чреве Марии, так и Его Воскресение было делом Божия Духа. ? всё же, полнота Откровения Бога в Духе – это именно плод Пасхи. Как раз об этом свидетельствуют евангелист ?оанн и Деяния Святых Апостолов. Обратимся к употреблению слова «дух» в нашей обыденной речи. Словарь русского языка, в числе прочих, даёт следующие значения:
1. Психические способности, мироощущение, сознание, мышление. Например: В здоровом теле здоровый дух. Болен дух. Свободный дух. Дух, погружённый во что-либо.
2. Внутреннее состояние, моральная сила человека или коллектива. Например: Дух войска. Подъём духа. Упадок духа. Бодрость духа.
3. Основное направление, характерные свойства, сущность чего-либо. Например: Дух эпохи. Дух времени. Дух народа.
4. Какое-либо начало, определяющее поведение, образ мыслей и т.д. Например: Кастовый дух. Воинственный дух. Дух ответственной дисциплины. Дух освобождения.
Все эти значения присутствуют и в новозаветном термине «дух». Дух Святой, излившийся на учеников после Воскресения, это общий дух Отца и Сына, а, следовательно, общее для Них сознание, мышление, самоощущение, то, что выражает ?х сокровенную внутреннюю сущность.
Апостол Павел говорит: «Дух всё проницает, и глубины Божии… Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор 2, 10-11). ? вот, этот общий Отцу и Сыну Дух стал достоянием человека. Благодаря Его действию ученики смогли отождествить Распятого ?исуса с Воскресшим Христом и от всего сердца исповедать Его Господом, безраздельным Господином своей жизни: «Никто не может назвать ?исуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 3). Действующий в учениках Святой Дух стал новым началом их жизни, а потому рождённый от Духа является новым творением (ср. 2 Кор 5,17; Гал 6,15). Отныне он «имеет ум Христов» (1 Кор 2,16), иначе говоря, способен воспринимать Бога, мир, людей и события так, как воспринимал их Христос. Он вступил с Богом в отношения сыновства – те отношения, которые были возвещены ?исусом в Его проповеди (Рим 8,15-16).
Вся жизнь во Христе отныне должна стать плодом принятого Духа. Апостол Павел перечисляет её конкретные проявления: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5,22). Тот, кто живёт по Духу, уже не нуждается во внешней диктатуре заповедей и моралистических предписаний (Гал 5,23-24), а потому плод Духа – жизнь вечная (Гал 6,8), жизнь в свободе и любви (Гал 5,1-6.13-14). В Духе Отца и Сына спасительное для нас событие ?исуса становится нашим внутренним достоянием; не только извне проповеданным авторитетным учением, но и качеством самой нашей личности. «Вы не по плоти живёте [т.е. не так, как живут люди, не знающие Бога, или имеющие о Нём искажённые представления], а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8, 9). Притом Дух Святой не только наполняет сердца отдельных учеников. Отныне Он становится духом общины верующих, вдохновляя свидетельство, направляя миссию, помогая принимать важные для жизни Церкви решения. Подводя итог, можно утверждать следующее: если суть Откровения Бога во Христе – это новые отношения Бога и человека, то по-настоящему реальными, исполненными жизненной силы они становятся именно в Духе. Однако вдохновляемая тем же Духом богословская мысль первых христиан идёт дальше. Оказывается, Дух Святой – не просто посылаемая Богом сила, но и Божественная Личность, незримо присутствующая в мире и в человеческом сердце, только Ей ведомыми путями приводящая людей к Сыну и Отцу. В четырёх отрывках из Евангелия от ?оанна (?н 14, 15-17. 26; 15, 26; 16, 8-11. 12-15) Дух Святой назван «другим Ходатаем» или «Утешителем» («Первым», безусловно, является Сам ?исус Христос), т.е. ещё одним Божественным Лицом, существующим наряду с Отцом и Сыном и отличающимся от Них. ?менно Он продолжит на земле миссию ?исуса Христа, обличая мир о грехе, и о правде и о суде, свидетельствуя о Христе, наставляя учеников на всякую истину. Дело Отца и Сына теперь неразрывно связано с Его действием, а Бог окончательно открывает человеку Свой предвечный образ: единство Трёх Лиц в отношениях (общении) Любви. Но прежде, чем прикоснуться к этой тайне Откровения Бога, мы ещё раз обратимся к новозаветному образу ?исуса и рассмотрим ещё одну грань свидетельства о Нём.
На Кресте и в Воскресении, в Вознесении и Сошествии Духа Бог открывает не только, Кем Он есть, Кем Он является для человека, но и то, Кто Он Сам по Себе, в вечности, предшествовавшей сотворению мира. ?наче говоря, он открывает Свою сокровенную Сущность. Вопрос «Кто же Этот?», столь волновавший современников ?исуса при Его земной жизни, с новой силой был поставлен в христианской общине после Его славного Воскресения. Кто же Этот, Заявлявший ещё при жизни о Своём единстве с Отцом и Прославленный, Превознесённый ?м после Своей смерти? Кто же Этот, хотя незримо, но реально Присутствующий в общине Своих учеников и всех, кто поверил слову их проповеди? Кто же Этот, и после Своего расставания с земной жизнью Продолжающий творить чудеса и привлекать к Себе всё новых последователей? В среде первых учеников постепенно оформился ответ на этот вопрос. Соответствующее свидетельство мы найдём в новозаветных текстах. ?з факта присутствия Бога в жизни ?исуса следует Его – единственная в своём роде – связь с Божиим бытием, сущностью и священно-историческим спасительным действием. ?исус в Своём лице – это ?мя Бога в ?стории Спасения, окончательное дарование Себя Богом для всех людей. Под небом нетдругого имени, в котором присутствовало бы Спасение Божие и Его Царство (Деян 4, 12). ?исус – «виновник Спасения вечного» (Евр 5, 9), «истинный Бог и жизнь вечная» (1 ?н 5, 20). Он – нечто неизмеримо большее, нежели Спасение, даруемое ветхозаветным Законом, Храмом и ветхозаветными посредниками Божия владычества: Моисеем, царями и пророками. ?з абсолютной тождественности Отца и Сына в мысли, слове и действии первые христиане очень быстро пришли к заключению об ?х извечном единстве в самом бытии. Согласно этой точке зрения, отношение Отец – Сын не могло возникнуть однажды во времени, как нечто случайное. Напротив, это отношение принадлежит самой сущности Бога и её характеризует. Оно не возникает в некий момент Священной ?стории на земле, скажем, в момент зачатия ?исуса, Его рождества или крещения в ?ордане. Напротив, Откровение ?исуса из Назарета как Сына Божия в Зачатии, Рождестве или Крещении, а также в Его проповеди и делах, в Его славном Воскресении выражает собой то, Кем Бог есть Сам по Себе – в вечности, на небесах. Эту истину евангелист ?оанн выразил, применяя к Сыну понятие Слова Божия, ставшего плотью. Прочитаем внимательно текст из Евангелия от ?оанна: ?н 1, 1-3.
«1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

Греческое понятие Логос (в русском переводе – «Слово») в эллинистической философской традиции того времени означало универсальный космический разум вселенной, руководящий всеми происходящими в ней событиями. Однако, по мнению большинства библеистов, ?оанн вдохновлялся вовсе не представлениями, заимствованными из греческой философии, но традицией Ветхого Завета, где слово Божие (еврейское «дабар Яхве») было неотделимо от Самого Бога, и выражало Его творческое деяние и интерпретирующее его пояснение. Так, словом Божиим были сотворены «небо и земля», т.е. всё существующее. В слове Бог открывал Себя Самого пророкам. Тем же словом должны были быть сотворены «новые небо и земля», т.е. реальность Царства и Спасения. Согласно же Новому Завету, сокровенным звучанием этого творящего Божьего Слова было «Сын Божий ?исус». Руководствуясь ?м, Бог-Отец призвал весь мир от небытия к бытию, «ибо ?м создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё ?м и для Него создано» (Кол 1, 16). Вся веселенная, начиная от мельчайших частиц, и заканчивая великими цивилизациями, по замыслу Бога христоцентрична: возникла ради ?исуса, через ?исуса и в ?исусе! Призвание ?зраиля, его история, предсказанное ему будущее, – всё это также имело в виду полное Откровение Слова-?исуса и совершалось тем же Словом.
Будущее Царство Божие, явленное в силе, будет ничем иным, как полным изъявлением Слова по имени ?исус. Наконец, в вечности, прежде бытия мира, Бог истолковывал Себя, выражал и понимал Себя в Слове, обращённом в этом случае к Богу, к Себе Самому. ? вот, Божие Слово, Которое было у Бога, и было Бог, стало плотью и обитало с нами, Оно стало человеком среди прочих людей, не переставая при этом быть Богом! В какой-то мере уже в Ветхом Завете пророк, как посредник Откровения Божия, включался в этот процесс всем своим существом, самой своей жизнью. ? всё же, пророки, безусловно, отличали свои слова и мысли от Слов и Мыслей Бога, а своё «я» – от того Божественного провозвестия, которое им было поручено возвещать.
Абсолютной же новизной Откровения, данного во Христе, является как раз тождество принадлежащего Божественной сущности, предвечного Слова и Его конкретного исторического воплощения – человека ?исуса из Назарета. ? потому через Этого Человека, – ставшее плотью Слово, – пришли в мир Путь, ?стина и Жизнь вечная, а ?исус из Назарета – это Предвечное Откровение Предвечного Бога (не только в Своём учении, но, прежде всего – в Своём Лице!). По выражению одного современного богослова, ?исус есть окончательное и полное толкование Бога. ?исус – это Предвечный Сын Отца – Бог-Сын, живший в истории, во времени, как Человек – Плотник и Пророк из Назарета; Мессия из рода Давида, посланный ?зраилю; Отрок Господень, пришедший ко всему человечеству. Если ?исус Христос – Сын Божий и Сын Человеческий – есть Слово Божие, в полноте выражающее Бога, то поклонение Богу, служение Ему в незнании Этого Слова, помимо Слова, в противодействии Слову, не в духе Слова (т.е. не в духе Евангелия) есть поклонение и служение ложному богу, а не Богу ?стинному. Во время Тайной Вечери апостол Филипп попросил ?исуса: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (?н 14,8-11). Может быть, и нам следует присоединиться к просьбе апостола? Знаю ли я Того Бога, Которого показывает нам ?исус, или черпаю знания о Нём из каких-то других источников? Что нового в мои представления о Боге внесли размышления о жизни и проповеди ?исуса, о событиях Его Смерти и Воскресения?
Если у нас сложились ложные представления о Боге, то ложными будут и наши религиозные переживания, дела благочестия, подвиги веры. Если мы так и не познали сострадающего, заботливого, любящего, милосердного Бога, значит, наш удел – оставаться в плену бога ложного. Достаточно лишь поверхностного анализа наших отношений с Богом, чтобы убедиться, сколько в них страха, неуверенности, недоверия. Даже молясь Господу, мы в глубине души опасаемся, что Он откажет нам в наших сокровенных желаниях, жёстоко с нами обойдётся, отнимет у нас то, что так дорого нашему сердцу. Эти чувства показывают, насколько искажён тот образ Бога, который мы носим в себе, с которым живём, о котором свидетельствуем окружающим… ?исус освобождает нас от подобных искажений и являет нам подлинный лик Отца: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?». Этот упрёк адресован и каждому из нас: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Антон (Егор, Анна)? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» Что мне ответить ?исусу? Верю ли я, что ?исус и Отец – одно? Верю ли я, что Лик Христов, отражённый в Евангелиях – это Лик Бога, что дела, слова Христа – это дела и слова Бога? ?исус обращается к Филиппу по имени, подчёркивая, что они – давние знакомцы. Почему же Филипп, живя несколько лет бок о бок с Учителем, так и не понял Его? А как обстоит дело со мной? Зачем я хожу в церковь, приступаю к таинствам, произношу молитвы? Может быть, просто по привычке? ?ли по обязанности, которая, по правде сказать, изрядно надоела? Свидетельствуют ли мои мысли, сама жизнь о том, что я видел Отца? ? что я могу сделать для того, чтобы увидеть Бога ?стинного, а не Его ложный, сложившийся под воздействием обстоятельств образ? ?стинный Бог освобождает, ложный запугивает и обращает в рабство. ?стинный Бог любит, относится к каждому из неповторимых человеческих «я» с трепетным вниманием, а бог ложный предпочитает иметь дело с большими коллективами, массами, где отдельный индивид – не более чем ничтожная песчинка. ?стинный Бог поддерживает и утешает, хотя и не обходит молчанием наших пороков и недостатков. А бог ложный ведёт себя как надзиратель, постоянно грозит наказанием, требует от нас дел благочестия, и притом оставляет нас одних в трудную минуту потому лишь, что мы недостойны его. ?стинный Бог дарит нам Своё расположение абсолютно бескорыстно, а ложный предлагает его заслужить. Однако какой бы ни была сумма наших заслуг, она неизменно оказывается недостаточной. ?стинный Бог никому Себя не навязывает, а терпеливо дожидается обращения блудных сынов. Бог ложный удерживает подле себя страхом. Когда страх проходит, от такого бога просто отказываются. Очень трудно сделать хоть что-то хорошее, поклоняясь ложному богу – богу навязанных нам запретов, страхов и обязанностей. ?исус Христос, Слово Божие, избавляет нас от тирании ложного бога. Потому нам постоянно следует повторять вслед за Филиппом: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». ? Господь непременно покажет, если мы и в самом деле хотим увидеть. Видевший Христа видел Отца… Однако полнота Откровения Бога во Христе касается не только Двух. Появляется ещё одно Лицо – Святой Дух, переживание близости Которого стало непосредственным результатом Пасхального события. Таким образом, Бог, в Которого веруют христиане – это Единство Трёх, Святая Троица.

Святая Троица

Учению о Святой Троице посвящено множество глубокомысленных богословских трактатов, однако, несмотря на это, оно остаётся непостижимым для нашего слабого разума, и безмерно таинственным. По точному замечанию святого Августина, попытка до конца постичь тайну Троичности Бога – сродни попытке вычерпать пригоршнями воду из океана. Но мы всё же решимся прикоснуться к этой Великой Тайне, а начнём с определения, данного Богу святым апостолом ?оанном: Бог есть Любовь (1 ?н 4, 16).
Слово «любовь» в нашей речи имеет целый ряд очень разных значений. Можно любить родину. Можно любить мужа, жену, своих детей или вообще детей… Можно любить искусство, свою работу… Можно любить мороженое. Можно любить определённую погоду или время года. В наиболее высоком и непосредственном смысле любовь – это акт личности, в котором она выражает себя полностью и без остатка, обнаруживая свои подлинные и очень глубокие сердечные склонности, намерения, мотивации… Но здесь необходимо сделать важное уточнение. Очень часто земная любовь связана с чувством вожделения, страстным влечением к своему предмету, которым она, во что бы то ни стало, стремится обладать. В греческом языке для такого рода любви было специальное слово – эрос. Подобный характер имеет чувство, возникающее между лицами противоположного пола. Однако эротичным может быть и желание обладать вещами, и наслаждение искусством, и стремление к знанию, как это было у древнегреческого философа Платона. В том же греческом языке есть и иные слова, которые переводятся на русский язык как «любовь». Например, слово филина, означающее дружбу, основанную на глубокой взаимной склонности, приязни. ?ли слово агапе – любовь-сочувствие, любовь-сострадание; любовь, умеющая воздать должное своему партнёру. Здесь на первый план выступает иное качество любви – умение дарить себя тому, кого любишь; дарить абсолютно бескорыстно, забывая собственное «я» ради любимого «ты». В этом случае любовь получает ровно столько, сколько она дарит. Такая любовь возможна не между биологическими субъектами, находящимися во власти инстинктов и вожделений, но между личностями – разумными и свободными существами, между «Я» и «Ты». Можно утверждать, что сама личность проявляется и существует лишь в общении с другими личностями, в непрерывном обмене с ними, в ритме дарения и получения, короче говоря общении любви. Конечно же, для человека подобные отношения остаются неким не до конца реализованным идеалом. Само человеческое общежитие, помимо всего прочего, является ещё и выражением людской ограниченности и нужды друг в друге. Люди обречены друг на друга. Никто из нас не самодостаточен. Кроме того, ни в ком из человеческих индивидов полнота человеческих возможностей – сущность бытия-человеком – не реализуется вполне. Каждый из нас ограничен обстоятельствами времени и места, набором данных ему талантов и способностей, своим социальным статусом, отношением к нему иных людей… По этой причине человеческая любовь всегда в той или иной мере эротична, она стремится к чему-то, чего сама по себе лишена. ? никакая человеческая личность не идентична себе самой, не обладает полнотой самоосуществления, а лишь желает её достичь. Согласно же свидетельству Писаний, Бог есть Существо совершенное. Он не имеет неудовлетворённых потребностей. Он – абсолютное Единство, бытие-у-Себя, Он в полной мере владеет Самим Собой и является самодостаточной Личностью. По этой причине Его Любовь есть исключительно Дар, Дар как таковой. По той же причине о Нём нельзя мыслить как о Личности одинокой. Между тем, именно так представляли Бога в исторических формах монотеизма, существовавших до Христа. Позднее ученые-религиоведы назвали эти формы единобожия унитарными. Согласно учению знаменитого древнегреческого философа Аристотеля, Бог – это всесовершенный Разум, мыслящий и любящий исключительно Себя Самого. В этом – Его счастье и блаженство. О существовании человека этот Бог, по-видимому, даже не знает, поскольку человек – слишком мелкий, недостойный предмет для столь возвышенного Ума. Так и человек едва ли задумывается о жизни муравьёв, и, тем более, о судьбе какого-то конкретного муравья. В данном случае Божия любовь сродни нарциссизму, абсолютной эгоистической самовлюблённости (по имени героя древнегреческих мифов – юноши Нарцисса, влюбившегося в собственное отражение) . Ясно, что от такого Бога человеку не следует ожидать помощи. Бессмысленна молитва, нет надежды на понимание. Остаётся лишь подчиниться раз и навсегда установленному порядку…
С другой стороны, в нехристианских монотеистических религиях Бог – это абсолютный деспот по отношению к сотворённому миру, существо, вызывающее ужас, повергающее в трепет… Можно попытаться Его умилостивить, но велик соблазн принять другое решение – просто держаться от Него подальше. Вместе с тем, как это ни парадоксально, в этом случае Бог оказывается зависимым от мира, как зависим (хотя и в негативном смысле) тиран от массы своих раболепных подданных. В неизбывном одиночестве, на которое обречён такой Бог, Он, словно бы для развлечения, творит мир. Господство над миром избавляет Его от божественной скуки, но не от одиночества. Ведь ни одно из Его творений не может и мечтать стать вровень с Ним! ? так, в каждом из приведённых выше случаев провозглашаемое абсолютное совершенство Бога на деле оборачивается Его абсолютным несовершенством. Но вот, во Христе открывается совершенно иной Бог. Он независим от мира и человека. В Своей сущности Он – Любовь. Любовь не эротическая, происходящая от недостатка, но дарующая, проистекающая от изобилия. Но, как мы уже выяснили, любовь есть отношение личностей, а потому в Самом Боге есть разные Лица, есть отношения. Само Единство Бога возникает из отношений и через отношения. Нельзя мыслить о Боге помимо Его Лиц и связывающих их отношений. ?з Откровения мы знаем имена этих Лиц: Отец, Сын, Святой Дух. Сущность же связывающих их отношений – Любовь. Согласно определению одного выдающегося современного теолога, христианство есть конкретный монотеизм, в отличие от монотеизма унитарного. Подобный образ Бога не мог возникнуть в ходе философских изысканий или как следствие естественного человеческого опыта. Он – целиком и полностью плод Откровения, явленного миру во Христе: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (?н 1, 18; ср. также ?н 6, 46).
В земной истории ?исуса из Назарета любовь Отца и Сына проявилась в событии Креста и Воскресения. По мнению многих современных богословов, эти символы выражают динамику предвечной Любви Божественных Лиц. Отец полностью, до конца отдаёт Себя Сыну. Он не утаивает, не оставляет в Своём распоряжении ничего. Но и Сын в полноте самоотвержения отдаёт Себя Отцу. ?бо Крест – не только земное событие: символически он водружён и на небесах.
Притом тайна Божия Единства не исчерпывается отношениями Двух. В таком случае мы имели бы дело с формой своеобразного эгоизма вдвоём. Одним из земных аналогов такого эгоизма может стать любовь супругов, сосредоточенных лишь друг на друге, отгородившихся от прочих людей. Свою полноту супружеская любовь обретает в совместном служении Богу и ближним, в первую очередь – своим родным и приёмным детям, а также всем тем, кто нуждается в их помощи и поддержке. ?з Откровения, возвещённого Сыном, нам известно, что в Боге есть ещё одно Лицо – Святой Дух: Сам Дар, Сама Жизнь, Сама Любовь. ?менно в Святом Духе любовь Отца и Сына становится открытой вовне. Она способна объять всё множество сотворённых существ как раз по побуждениям любви, а не от скуки и не для доказательства собственного могущества, и, прежде всего, человека – разумное создание, столь нуждающееся в любви. Отец, Сын, Святой Дух в отношениях всеобъемлющей и открытой вовне Любви – вот полное, окончательное Откровение Единого Бога!
В Святом Духе Сын стал человеком – одним из нас. В Святом Духе Он взошёл на Голгофу. В Святом Духе Он воскрес, включив всех людей и всё, что им присуще (в том числе, грех, страдание, смерть, побеждённые в событии Пасхи, а значит – преодолённые в отношениях Бога и человека), в вечные отношения Отца и Сына.
Святой Дух, как Божественное Лицо, действует в человеческой душе изнутри. Если Отец и Сын предстоят нам, так что мы обращаемся к Ним в молитве, стремимся прийти или приблизиться к Ним, то Дух Святой – уже с нами. Это Он ведёт нас к Отцу и Сыну, это в Нём мы молимся, размышляем и творим добрые дела. По самой Своей природе Святой Дух притягивается к Отцу и Сыну притяжением Любви и увлекает за Собой тех людей, которых Он Собой наполняет. А Отец и Сын с любовью взирают на Своё Третье Лицо и на верующих, в Которых Дух живёт, как в храме. ?, благодаря этому, происходит ещё одно величайшее событие: рождение нового человека, сотворённого не по образу Адама, а по образу Христа – Человека, достойного данного ему Откровения Бога-Любви.
В. Дегтярев
О. Овчинникова

Гонимый отрок Вячеслав. Пророчества сбываются

Просмотрев материалы на различных сайтах можно склонится к неправильному мнению о необычном мальчике Славике. О том что он необычный свидетельствуют много людей. Но в большей степени это подтверждают гонения на отрока.
Люди, которые знакомы с православием не первый год знают, что могилки старцев и блаженных есть практически в каждом городе и их посещают, там молятся. ? обычно никто этому не препятствует. Так в Елисаветграде (Кировограде) есть иеросхимонах Евфимий, иерей Николай, блаженный старец Даниил и другие. Про них распространяют книги и никто этому явно не препятствует. Может только насмехаются немного. Но Славик совсем другое дело. На 11-летнего мальчика, который за свою жизнь «мухи не обидел», вылито много грязи. Кто и зачем это делает? Почему люди которые его злословят не оставили его просто без внимания, как и всех остальных, народно-почитаемых блаженных.
А пророчества отрока Вячеслава сбываются. Так, Славик сказал, что в США упадут два больших, одинаковых дома. ? через 8 лет после его смерти так и случилось. Кроме того Славик говорил, что на него будут сильные гонения и это произошло. ?менно это наиболее удивительно. Если про два дома в США может быть еще какое-то совпадение, то почему столько взрослых людей с такой злобой и ненавистью набросились на 11-летнего отрока.
По плодам их узнаете их. Славик говорил о Боге, молился о людях и давал советы. А за то, что некоторые люди продают через ?нтернет камни с его могилки, Славика называют лжепророком… Прочитав книгу и посмотрев фильм, нельзя найти ни одного худого дела, которое сделал Славик. В нем не было корысти. Он только говорил все о Боге. О православном почитании Трисвятого Бога. А люди которые злословят мальчика и обижают его маму, которая тоже никому ничего плохого не сделала, разве они делают доброе дело? Разве можно запрещать человеку посещать могилку другого человека?
Как Славик и говорил, скоро люди, которые видят и слышат, подумают: «Почему это все так озлобились на одного маленького мальчика? Разве мало других, не прославленных церковью свято-поживших людей, но им молятся и их почитают. На них никто так не нападает. ? будет это многим подозрительно.» Славик говорил, что в Троице-Сергиевой Лавре найдут документы в которых будет рассказано и про него. До того момента, видимо, и будет оставаться такое положение дел с памятью отрока Вячеслава.

О БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ

Славлю Отца и Сына силу,
и Святого Духа пою власть,
нераздельное, несозданное Божество,
ТРО?ЦУ ЕД?НОСУЩНУЮ,царствующую
во век века.
Октоих. Стихира
воскресенья 3-го гласа.
Воспевая несозданную славу Отца и Сына, мы не должны умолчать и о Третьем по исповеданию в Крещении — Боге Духе Святом. Дух Святой, Животворящий Утешитель, Дух, открывающий Сына и через Него приводящий к Отцу, да поможет нам в этом. Эта таинственнейшая Божественная Личность, Чья слава как бы застит Его Лицо. Это Личность, Чье имя нам не известно. ?бо определение «Святой Дух» может быть отнесено и к Отцу, и к Сыну (ведь и Отец, и Сын святы, и природа всех Трех Личностей духовная). ?з Писания мы знаем, что Дух Святой равен Отцу и Сыну. Он Бог, как и Отец, и равен Ему по природе, сопрестолен Ему, совладычественен. Он нетварный Бог и делает богами Свои творения. Он Огонь, происходящий из Огня. Он Самоблагой и ?сточник добра. Он свободный Повелитель, Самостоятельная Личность, Сила самоповелительная. Дух от вечности исходит из сущности Бога Отца и в этом Его личное свойство. Он — Дух уст Божиих, а потому и испытывает глубины Божества. Он — Дыхание Бога, Жизнь Отца. По слову святителя Кирилла Александрийского, Дух Святой — это аромат Отцовской Сущности. Что такое исхождение Духа мы не знаем, знаем лишь, что Он от вечности имеет бытие от Бога Отца, из Его Собственной Сущности, но иным образом, чем Сын. Это непостижимое исхождение как бы обжигает наш разум, осмелившийся коснуться изначальной тайны. Но имея существование от Одного Отца Дух Святой не чужд и Сыну.
Он называется в Писании Духом Сына, Духом ?стины, Духом усыновления: ведь Дух и Сын единосущны, и Дух от вечности почивает в Сыне. Да и происходят Они от Единой Причины вместе, как луч и тепло от Солнца. Более того, отцы Церкви называют Духа Святого образом Сына, так же как Сын — образ Отца. Ведь только человек, пребывающий в общении Святого Духа, может узнать в ?исусе из Назарета вечного Сына Бога Живого. Как никто не может увидеть никакого предмета, если тот не озарен видимым светом, так никто не способен увидеть Сына, а в Нем Отца, если его разум не будет пронизан невидимым светом Духа. Дух Господень наполняет Вселенную, и нет ничего скрытого от Его очей. Он вездесущий и всемогущий Возничий колесницы мира, ведущий творение к целям Бога Отца. Он творит мир вместе с Отцом и Сыном и действует как Причина, приводящая к совершенству. Дух Господень оживил ангелов и сохраняет их в святости. От вечности исходя из Отца, Дух Святой является Перводвигателем вселенной. В Нем находится сам принцип движения, на что указывает ипостасное свойство Духа Святого. ?менно благодаря Нему мир не останавливается в унылом покое — Он хранит движение и светил, и живых существ. Для разумных творений Дух Святой — это Дух ?схода. Он похищает достойных из тления мира и через Сына приводит их к Отцу. «Святому Духу, — поет Церковь, — принадлежит причина всякого спасения. Если же на кого Он по достоинству дохнет, тот быстро поднимается с земли, окрыляется, взлетает и быстро несется ввысь». Поистине Дух Святой — это Дух Пасхи. ? в начале мира Дух Божий трепетно парил над водами, вкладывая к них Свою жизнь. Не случайно святой Григорий Богослов называл Его Душой мира. Он оценивал каждое из Божиих творений и запечатывал Своей могущественной печатью «это хорошо» каждое из существ космоса. Дыхание Божие написало симфонию растительной и животной жизни. Многоцветие цветов и могучие стволы деревьев, игры китов и пение птиц — это только отдельные партии великого оркестра, Регентом и Содержателем которого является Живой Дух. Господь сказал, что Дух животворит. Вечное Дыхание Отца нежно оживляет умирающий мир. ?з­за всех пределов врывается Дух Святой в пропитанный тлением душный и закупоренный космос и оживляет всякую душу. ?менно Дух Святой вдохнул в человека душу. ? теперь Его дыхание, разделяясь как воздух в трубах органа, в момент зачатия творит душу каждого из нас. Дух Святой, по слову преп. Макария, — это Душа нашей души. Когда на Предвечном Совете планировался человек, то Бог решил дать ему отпечаток Сына и дать задание уподобиться Богу через Святого Духа. Ведь Дух Святой — это вечное Подобие Отца. Дух Божий — Дух правый, и праведный причастен Ему.
Он — Дух милостивый и милосердый — похож на Него. Он — Дух чистоты и чистый — близок к Нему. Кто силой Духа достигает святости, тот становится богоподобным. Так Дух Святой пишет свое изображение в каждом спасенном. По Писанию, Он — Дух Премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, Дух страха Божия. Эти семь даров, излитых в мир через Христа, видели в небесах боговидец Моисей и ап. ?оанн Богослов как семь светильников, горящих перед престолом Бога. Животворящее благоухание Духа Святого укрепляло Адама в раю. Утешитель озарял внутреннее око первого человека, и через Его свет люди видели Бога. После грехопадения Третья Личность Божия явила людям праведность Господа. Недаром голос Бога ходил по раю в прохладе дня. Дух, умиротворяющий сердца кающихся, готов был исцелить оскверненное сердце прародителей, и лишь их нераскаянность привела к тому, что вместо Утешителя они нашли Карателя за разрушенный завет. Дух поддерживает закон Божий, очищает пророков, открывает им тайны. Он являет Себя праведникам всех времен, но Он же сурово наказывает грешников, которые забывают о своем предназначении стать святыми. Дух Божий был оскорблен мерзостями древнего мира, и воды Потопа смыли грешников, но Он же был послан Отцом небесным, чтобы явить милость Ною. Его тихое дыхание разбудило сердце Авраама. Утешитель дал ребенка столетнему старику, но Он же отверг злобных грешников Содома. Его священные очи сохраняли ?акова на всех путях. Небесное дуновение укрепило Моисея и открыло ему тайны возникновения Вселенной. Дух Божий наказал египтян и дал жизнь порабощенным евреям. Его сила разорвала Красное море и погубила врагов. В Духе Святом Моисей на горе Синае увидел Божественные тайны мироздания, символически изображенные в скинии. Он же заложил тайный смысл во священные обряды и символы древнего Закона, потому и сказал ап. Павел: «Закон духовен». Дух Святой, как облако, наполнял скинию и руководил ?зраилем. Он помазал Аарона на священство, и Он же освятил Первый и Второй Храм. Но Дух Святой — это царственный Дух. В Нем источник могущества царствующих. Он помазывал судей на служение и избрал Себе Давида. Его силой ?исус Навин, судьи и Давид сокрушали царей, низвергали могучих владык и свергали высокомерие тиранов. Он дал сверхчеловеческую силу Самсону и наполнил мудростью Деворру. Саул и Давид почувствовали на себе Его перерождающую мощь. Как было сказано: «? найдет на тебя Дух Господень, и станешь ты новым человеком». Так и произошло. Могущество Духа таково, что берет Он пастуха и делает из него царя, находит собирателя фруктов и превращает его в пророка. Перед Его мощью ничтожной оказывается вся магия и темная власть демонов.
Дух Святой говорил устами пророков, и вся Библия написана ?м. Он очищал сердца и умы пророков, и на них, как на чистых зеркалах, писал Свое слово. Провидцы же, ясно понимая учение Святого Духа, предельно точно записывали полученную от Бога информацию, используя при этом все свои собственные способности. Поэтому, несмотря на разницу стиля, мы видим полное единство Писания. Дух Святой вел постепенную селекцию святости. Благодаря тайным делам Духа и удивительным подвигам мужей и жен Ветхого Завета, среди терния поврежденного грехом человечества родилась Пречистая Мария, удостоенная стать Богоматерью. ? вот Отец небесный и Его Дух послали на Землю Сына Божия. Сила Духа Святого очистила утробу Марии, и в Духе Сын Божий стал Человеком. Потому и исповедует Никейский Символ Сына Божия, рожденным от Духа Святого и Марии Девы. В Боговоплощении Сын Божий называется Христом, ибо Он помазан от Отца Духом Святым и по человеческой природе в Нем живет вся полнота даров Духа, чтобы через Него Дух излился на всех уверовавших. ? потому наполнил Дух ?оанна Крестителя еще во чреве матери его, чтобы ?оанн возвестил людям явление Бога во плоти. Во время Крещения Дух Божий в виде голубя сошел на ?исуса Христа и пребывал на Нем, и так было установлено тайное возрождение Крещения, очищающее нас от грехов наших. Голубь же стал образом Духа Святого как символ кротости и чистоты. ? как знак конца потопа греха. Подобно тому, как окончание Ноева Потопа, смывшего грех с земли, указано было прилетом голубки с оливковой веткой в клюве, так и конец мутного наводнения греха в Крещении ознаменован явлением Духа в виде голубя. Для победы над древним врагом Дух влечет Христа в пустыню, и победа Христа над дьяволом засвидетельствована Духом Божиим. Так что, призывая сладчайшее имя ?исуса, мы привлекаем к себе Святого Духа, отгоняющего мрачную орду демонов. Во всех чудесах Христовых соприсутствовал Дух Святой как единосильный (ведь у Троицы одна сила и власть), потому и говорил Господь, что Он перстом Божиим, т.е. Духом Святым прогоняет бесов. Вообще все служение Христово сопровождается свидетельством Духа. Он на Фаворе в светоносном облаке покрывал Христа с апостолами, указывая на источник наслаждения в будущем веке. Утешитель научил восклицать младенцев «Осанна» при входе Господнем в ?ерусалим.
В Духе Своем Господь ?исус претворил хлеб в Тело Свое, а вино в Кровь, и с тех пор жертва Евхаристии Духом освящается во всех Церквях. Он Дух вечного и неотменяемого Нового Завета между Богом и людьми, запечатанного Кровью Христа. В Своей прощальной беседе Христос обещал даровать Святого Духа ученикам Своим как ?ного Утешителя, чтобы Он пребывал с ними вечно и защищал их. По слову Литургии ап. ?акова, Дух Святой — Свидетель страданий Христовых. В Духе вечном (Евр.) Христос принес Свою Плоть и Душу в жертву Отцу Своему на Кресте, и Дух вместе с Отцом и Сыном принял это всеочищающее жертвоприношение. Утешитель сопутствовал Душе Господней в адских пропастях. Его живительное дыхание разогнало могильный смрад и оживило застывшие в нескончаемом кошмаре души мертвецов. В Духе Животворящем Отец через Сына воскресил Христово Тело, и так начался процесс изгнания смерти из Вселенной. Снова повторимся: Дух ?сходящий — это Дух Пасхи, Дух Воскресения. Его благодать преподал Христос Своим ученикам в пасхальный вечер, дав им власть прощать и удерживать грехи. Так, в Духе Святом Христос по воле Отца Своего основал новозаветное священство. В пасхальные сорок дней Христос основал каналы дарования Духа уверовавшим — Святые Таинства. Христос раскрыл тайны Духа, скрытые в ветхозаветном Писании. Дух Святой восхитил Христа как светоносное облако во время Его Вознесения, и на пятидесятый день после Воскресения из безначальных недр Бога Отца по ходатайству Христа и по Собственному желанию Дух Святой сошел на двенадцать апостолов. Огненные языки в шуме несущегося урагана наполняют Сионскую горницу и погружают апостолов в глубины Божественной жизни. Огонь показывает Божественную природу Духа, ибо Бог наш есть огонь, поедающий всякую нечистоту. Язык показывает сродство Духа со Словом, ибо нет ничего более близкого к слову, чем язык. Ветер указывает духовную природу Утешителя. Так, Сионская горница стала духовной купелью, в которой родилась Церковь. Дух Святой продолжает действовать и во внецерковном мире. По слову Христа, Он говорит миру о грехе, что люди мира сего не поверили в Единственного Спасителя, о правде, что Сын восходит к Отцу, чтобы оправдать тех, кто поверит в Него, и о суде, что мир и его князь уже осуждены Богом. Дух Святой отыскивает среди всех народов истиннолюбцев и вводит их в Свою Церковь. Он открывает людям ?исуса Христа Сына Божия.
Дух сдерживает разлив зла во Вселенной. Он является таинственным Удерживающим мир от распада до тех пор, пока Евангельскую весть не услышат все племена земли. В самый последний миг времени Дух уст Христовых убьет Антихриста. ? тогда настанет конец, когда пламя Святого Духа охватит Вселенную и сожжет в ней все следы смерти. Как говорит Писание: «…пошлешь Духа Твоего и будут воссозданы, и обновишь лицо Земли» (Пс. 103). Небо и земля умрут в мировом пожаре и будут воскрешены живительным дыханием Утешителя. Действием слова Христова кости людей сползутся, покроются плотью и кожей, и тотчас от четырех ветров придет Святой Дух, дохнет на умерших, и они оживут. Души будут Святым Духом вдунуты снова в тела, освобожденные от могильного тлена, и вновь открывшиеся глаза увидят свет жизни, которая больше не пресечется для смерти, — жизни, подаренной Утешителем. Дух Святой засияет немыслимой красотой в спасенных, так что они будут сиять как солнце. Но тот же Дух обуглит лица грешников в день явления правосудного гнева Отца, и озеро огненное будет полыхать вечным огнем животворящего Духа, Которого оскорбили грешники.

ДУХ СВЯТОЙ В ЦЕРКВ?

Главным местом действия Духа является Церковь, в Которой Дух живет существенным образом. Через Духа Святого Бог Отец поселяется во святых и делает их причастниками собственной природы.
Дух Святой по воле Отца призывает к Сыну предназначенных для спасения. Дух Божий изгоняет из призванных злого духа именем Христовым, так что все скопище демонов в панике убегает, увидев на христианине печать Духа. Дух Святой возрождает людей в новом рождении Крещения и прощает им все грехи. Он ставит на крещеных Свою печать и влагает каждому из них Свой личный дар в миропомазании. Он делает Своим показанием каждого спасенного царем, пророком или священником.
Дух Святой совершает все Таинства. Он пресуществляет хлеб и вино в Тело и Кровь Христа Спасителя, и, как сказано в Оде Соломона, Чаша Причастия «кипит Святым Духом». Дух Святой прощает грехи на исповеди и придает силы к тому, чтобы их больше не повторять. Он же исцеляет людей в таинстве Святого Елея. Дух Святой венчает супругов и возводит в ангельский чин монахов. Сам Дух Святой строит Церковь, раздавая дары по Своей воле. Он говорит устами мучеников, воздвигает все новых и новых пророков и утешителей, источает для Церкви неисчерпаемое море чудес. Но величайшим Его даром является дар священства. Сам Дух в рукоположении меняет человека, всегда немощное уврачевывающий и оскудевающее восполняющий. От Его мудрости черпают силы и епископы, и пресвитеры, и дьякона. Он дает силу правильно понимать слово Божие тем, кто очищает свое сердце. Он же сохраняет в неповрежденности Писание, напоминая все то, что сказал Господь. Его голос ясно слышен в учении Вселенских Соборов, которые Дух ?стины собрал и вдохновил ясно отстоять изначальную благую весть. Дух Святой говорит и в согласии святых и учителей Церкви: все о чем они учили везде, всегда и повсеместно — это не их учение, а голос Святого Духа. Но Его же гнев настигает еретиков и раскольников, пытающихся уничтожить Церковь Христову. Дух Святой ведет к вечной жизни каждого отдельного христианина, и Его Помазание само учит христиан всему. Утешитель — та самая живая вода, которая, войдя в человека, тушит огонь земных пристрастий и зовет: «?ди к Отцу». Дух Святой — наш тайный Учитель. Он дает нам возможность иметь ум Христов и тем исцеляет наш разум. Утешитель — Учитель молитвы. Самая лучшая и угодная Богу молитва та, которая исходит непосредственно от Духа Святого. Он Сам ходатайствует во святых и за святых по воле Бога Отца. Он дает почувствовать аромат Отцовской сущности нашим чувствам. Он является духовным светом для глаз нашей души, в Котором мы видим Свет Сына, а через Него причащаемся сиянию Отца. Дух Святой — это атмосфера нашего духовного слуха, благодаря которой мы слышим Божье слово. Дух Святой укрепляет наши физические и душевные силы, чтобы мы вместе с Ним совершали дела Отца Небесного. Его животворящий пламень выжигает из сердец верных всякую нечистоту. Он — Дух мира, успокаивающий мятеж христианских сердец. Дух Святой — великий Архитектор наших сердец, превращающий их из грязного хлева страстей в прекрасный храм. ? когда храм добродетелей будет построен, то вся Животворящая Троица поселится в таком человеке. Это последний предел, дальше которого нечего и желать, ведь Святой Дух сделает такого блаженного богом по благодати и вовлекает в вечное движение Божественной Любви.
В День Господень святые будут полыхать немыслимым сиянием Святого Духа. Дух Святой — наш Великий Адвокат — защитит верных от вечного осуждения и даст услышать блаженную весть о наступившем вечном спасении. Дух Святой будет для спасенных и светоносной одеждой, и поясом кристалловидным, драгоценными камнями усеянным, и благоуханным цветком, драгоценной диадемой, порфирой вечного Царя. Дух будет чистейшей водой жизни и сладчайшей пищей бессмертия на Последнем Пиру Бога Отца. Дух Святой будет регентовать величайшим хором спасенных людей и ангелов после конца мира.
Священномученик Даниил Сысоев.
“НЕ ПР?КАСАЙТЕСЬ ПОМАЗАННЫМ МО?М,
? ВО ПРОРОЦЕХ МО?Х НЕ ЛУКАВНУЙТЕ”
Пс.104,15
Псалом 104.
Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его;
воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его.
Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа.
?щите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда.
Воспоминайте чудеса Его, которые сотворил, знамения Его и суды уст Его, 6вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны ?акова, избранные Его.
Он Господь Бог наш: по всей земле суды Его.
Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов, 9которое завещал Аврааму, и клятву Свою ?сааку,
и поставил то ?акову в закон и ?зраилю в завет вечный, 11говоря: “тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего”.
Когда их было еще мало числом, очень мало, и они были пришельцами в ней и переходили от народа к народу, из царства к иному племени, никому не позволял обижать их и возбранял о них царям:
не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла”.
***
Пришел к нам Ангел во плоти
Помочь спасенью наших душ.
Он малый путь успел пройти
Хоть Отрок, но великий Муж!
Господь Младенца умудрял,
А экстрасенсы-колдуны
Разврат чинили и развал,
? все дела от сатаны.
Метали “грязь” и зло вокруг,
Зубами дико скрежеща,
В агонии предсмертных мук,
? прыгали, как саранча.
А Он спокоен был и тих,
? ЛЮДЯМ В БЕДАХ ПОМОГАЛ…
БОГ шлет нам Ангелов Своих,
А мы-как дьявольский кагал;
Ослепли от своих грехов.
Гордынею оглушены.
К нам БОГ послал СВОЮ ЛЮБОВЬ,
Но нам такие ли нужны?!
Не наш ли крик;”Распние-Распни
А нам Варавву срочно дай!”…
Мы-дети смрадной, злой возни!
Нам же не нужен Божий Рай!
…? БОГ забрал ЛЮБОВЬ от нас,
За то, что предали Его!!!
…Что ОН оставил нам сейчас?!
“Варавв”…и больше ничего!!!
А.?.Рожков